Польша, Чехословакия, 1948, 115 мин.
Реж. Александр Форд
В ролях Мечислава Цвиклиньска, Ежи Лещински, Владислав Годик, Владислав Вальтер, Ежи Пихельски, Тадеуш Фиевски, Йозеф Мунклингер, Роберт Врхота, Стефан Срудка,
Евгениуш Крук
Военная драма
Оценка 7.2 (236) Моя оценка 8 (отлично).
Сценарий был написан в 1946. Но снимался фильм по большей части в Чехословакии из-за ряда антисемитских инцидентов в Польше, в том числе погрома в Кельце.
Фильм снимался на студии “Баррандов” в Праге
Фильм Форда не был допущен к прокату, поскольку чиновники не были довольны поднятием темы антисемитизма польских обывателей. Фильм вышел в прокат в июне 1949. В этой версии Форд смягчил трактовку бытового антисемитизма (не стал акцентировать на нем внимание).
Фильм получил восторженные отзывы критиков. На 9-м МКФ в Венеции “Улица Граничная” получила Золотую медаль, став одним из первых польских фильмов о Холокосте на польской земле. Общее число зрителей, посмотревших фильм Форда, оценивается в 8 млн. человек.
Но фильм критиковали многие, в том числе руководители коммунистов
Важный фильм со многих точек зрения.
Сам Александр Форд так определил тематику картины “фильм о маленьких людях на фоне великой эпохи”.
Фильм тяжелый, страшный, но хорошо снятый и интересный до сих пор не только с исторической точки зрения.
Один из первых фильмов о Холокосте вообще, и о Холокосте в Польше в частности.
Фильм имеет большое историческое значение.
В 21-м веке ему были посвящены несколько киноведческих работ, как в Польше, так и в Израиле. Картине посвящена статья на сайте Музея польского еврейства.
Ежи Теплиц, автор знаменитой “Истории кино”, написал об “Улице Граничной” ” Перед нами фильм, ценность которого зиждется на фундаменте совершенного владения режиссерским мастерством”. Он добавил “Форд прекрасно ведет многопоточный сюжет, не теряет действующих лиц драмы, без шероховатостей переходя из одной среды в другую и создавая все более полную и глубокую картину варшавской оккупационной действительности”. И далее “Режиссер не только умеет держать темп фильма, находя баланс между сценами и гармонично переходя от одной сцены к другой, но, что еще важнее, умеет правильно завоевать актера, извлечь из него максимум правды, жеста и слова”.
Ежи Теплиц подытожил “ Александр Форд создал фильм, который может и должен стать примером для других режиссеров, образцом честной и надежной работы режиссера, знающего свои цели, умеющего использовать средства киноискусства для правдивого и убедительного выражения на экране продуманного художественного замысла”.
Leave a comment