Ulica Graniczna (Улица Пограничная)

Польша, Чехословакия, 1948, 115 мин.

Реж. Александр Форд

В ролях Мечислава Цвиклиньска, Ежи Лещински, Владислав Годик, Владислав Вальтер, Ежи Пихельски, Тадеуш Фиевски, Йозеф Мунклингер,  Роберт Врхота, Стефан Срудка,

Евгениуш Крук

Военная драма

Оценка 7.2 (236) Моя оценка 8 (отлично).

Сценарий был написан в 1946. Но снимался фильм по большей части в Чехословакии из-за ряда антисемитских инцидентов в Польше, в том числе погрома в Кельце.

Фильм снимался на студии “Баррандов” в Праге

Фильм Форда не был допущен к прокату, поскольку чиновники не были довольны поднятием темы антисемитизма польских обывателей. Фильм вышел в прокат в июне 1949. В этой версии Форд смягчил трактовку бытового антисемитизма (не стал акцентировать на нем внимание).

Фильм получил восторженные отзывы критиков. На 9-м МКФ в Венеции “Улица Граничная” получила Золотую медаль, став одним из первых польских фильмов о Холокосте на польской земле. Общее число зрителей, посмотревших фильм Форда, оценивается в 8 млн. человек.

Но фильм критиковали многие, в том числе руководители коммунистов

Важный фильм со многих точек зрения.

Сам Александр Форд так определил тематику картины “фильм о маленьких людях на фоне великой эпохи”.

Фильм тяжелый, страшный, но хорошо снятый и интересный до сих пор не только с исторической точки зрения.

Один из первых фильмов о Холокосте вообще, и о Холокосте в Польше в частности.

Фильм имеет большое историческое значение.

В 21-м веке ему были посвящены несколько киноведческих работ, как в Польше, так и в Израиле. Картине посвящена статья на сайте Музея польского еврейства.

Ежи Теплиц, автор знаменитой “Истории кино”, написал об “Улице Граничной” ” Перед нами фильм, ценность которого зиждется на фундаменте совершенного владения режиссерским мастерством”. Он добавил “Форд прекрасно ведет многопоточный сюжет, не теряет действующих лиц драмы, без шероховатостей переходя из одной среды в другую и создавая все более полную и глубокую картину варшавской оккупационной действительности”. И далее “Режиссер не только умеет держать темп фильма, находя баланс между сценами и гармонично переходя от одной сцены к другой, но, что еще важнее, умеет правильно завоевать актера, извлечь из него максимум правды, жеста и слова”.

Ежи Теплиц подытожил “ Александр Форд создал фильм, который может и должен стать примером для других режиссеров, образцом честной и надежной работы режиссера, знающего свои цели, умеющего использовать средства киноискусства для правдивого и убедительного выражения на экране продуманного художественного замысла”.



Leave a comment

Design a site like this with WordPress.com
Get started